Информационно-методическая поддержка внедрения курса "Основы религиозных культур и светской этики"

Новости | Материалы | Конкурсы | Опрос | Обзор учебной литературы | Форум | Стажировочные площадки | База данных| Мастер-класс | Документы | Галерея

 

На протяжении всей истории нашей страны задавались ориентиры на воспитание духовно-нравственных человеческих идеалов. Но, в зависимости от исторических процессов, народу это прививалось по-разному.

Советский период характеризовался воспитанием массового патриотизма,  готовности самопожертвования во благо коммунистических идеалов. Этот период характерен давлением партийных идеалов на нравственные устои народа.

Но в этом есть и положительные стороны. Достаточно вспомнить то, что страна одержала победу во второй мировой войне, а затем в короткие сроки вышла в мировые лидеры.

К сожалению, в 90-е годы XX народом были утеряны нравственные идеалы. Сказывалась и политическая, и экономическая, и культурная обстановка в стране. Создалась угроза утери многих национальных традиций.

На сегодняшний день государство нуждается и старается создать современный воспитательный идеал – высоконравственного, культурного гражданина, который будет осознавать ответственность за дальнейшее развитие страны, следовать традициям нашего многонационального народа, проживающего на территории России.

Но очень трудно после столь долгого перерыва собрать воедино и в короткие сроки привить подрастающему поколению, да и всему народу в целом утерянные ими быть может украденные нравственные ценности и идеалы.

Введение курса ОРКСЭ направлено на  восполнение историко-культурологических и духовно-нравственных пробелов современного образования. Конечной целью данного курса, на наш взгляд, является воспитание духовно-нравственной личности, ее осознанного нравственного поведения в обществе, формирование мировоззренческих основ многоконфессиональной среды.

В КБР была проведена предварительная и глубоко продуманная работа по введению данного курса:

- на уровне руководства республики был создан оргкомитет, в который вошли представители действующих на территории региона религиозных конфессий;

- заключены соглашения между МОН КБР и представителями различных религиозных конфессий, действующих на территории КБР;

- проведены 5 республикаских семинаров по обсуждению актуальных вопросов, посвященных введению данного курса;

- во всех образовательных учреждениях республики проведены тематические родительские собрания, в ходе которых проводилась разъяснительная работа о целях, задачах данного курса;

- активно велась разъяснительная работа в региональных СМИ;

- проведен опрос родителей, по результатам которого были выбраны подавляющим большинством для изучения 2 модуля: «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики»;

- специалистами ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» были обучены  62 тьютора в рамках курсов повышения квалификации на базе ГОУ ДПО КБРЦДО;

- в республике созданы стажировочные площадки для организации и проведения курсов повышения квалификации учителей предметников, которые будут вести данные модули в образовательных учреждениях;

- в марте 2012 г. было обучено 328 педагогов,  в августе и сентябре 2012 г. в количестве 56 и 35, соответственно, что полностью удовлетворило потребности региона  в поготовке необходимого количества педагогов к 1 сентября 2012 года, для  преподавания выбранных модулей;

- в качестве итоговой работы слушателями были разработаны ход урока, написаны эссе и сделаны презентации по одному из выбранных модулей;

- специалистами центра были разработаны методические пособия для тьюторов и слушателей курсов;

- на начальном и заключительном этапах прохождения курсов повышения квалификации тьюторами проводилось входное и выходное анкетирование, соответственно, результатом которых является анализ понимания необходимости введения комплексного учебного курса, а также изменения позиций педагогов на различных этапах обучения.

Проведенное выходное анкетирование слушателей  показало, что:

-   95 % слушателей осознало необходимость введения данного курса;

- 20% изъявили желание получить в большем объеме знания  об истории и культуре мировых религий, ценностях светской этики;

- у 5% слушателей были выявлены сомнения в способности слушателей преподавать данный курс ввиду его преждевременного введения в программу четвертого класса, а также опасений по поводу восприятия курса родителями и детьми.

Курсы ПК учителей-предметников проводились в системно-деятельностном подходе с применением активных методов обучения:

- использование технологий активного диалогового обучения, предусматривающих поиск дополнительной информации;

- ролевые игры;

- использование метода TASC;

- использование кейс-метода;

- использование метода Исикавы.

С 1 сентября 2012 г. во всех 4-х классах республики был введен курс ОРКСЭ. В качестве учебной литературы выбраны учебники издательства Просвещение: учебник  «ОМРК»  Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и учебник «ОСЭ».

Потребность в ПК на 2013-2014 уч. год (общее количество учителей, которым необходимо пройти ПК) составляет 150 чел.

Вопрос о качестве преподавания даного курса находится постоянно во внимании руководства республики и представитлей общественных организаций. Так   20 февраля 2013 года в Общественной палате Кабардино-Балкарской Республики состоялось заседание рабочей группы по подготовке вопроса «О ходе реализации рекомендаций Совета Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики «О преподавании основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях республики», на котором было принято решение изучить процесс обучения указанному предмету и подготовить предложения  для их рассмотрения на заседании Совета Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики в июне 2013 года. 

В настоящее время на базе ГОУ ДПО КБРЦДО функционирует консультационная поддержка процесса преподавания предмета ОРКСЭ.  

 

Просмотров: 6378

Участие в проектах


Полезные ресурсы