Реформа системы образования

           На современном этапе развития общества образование выступает субъектом его модернизации, т.к. является основным фактором  накопления, передачи, развития интеллектуального и духовного потенциала человечества в целом; а в рамках отдельного региона – народов, наций. Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.

               Термин "реформа" произошёл от латинского слова "reformo"- преобразовываю и в словарном толковании означает преобразование, изменение, переустройство общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, нововведение любого содержания в той или иной мере связанное с прогрессивными преобразованиями.         Жизнь не стоит на месте, развиваясь, любое общество всегда находится в состоянии инновационного движения и реформирования. Общество начинается с народного образования: создаваемые в нём интеллектуальные и духовные ресурсы обеспечивают соответствующее развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, технического прогресса, возрождение нравственности, национальной культуры и национального интеллекта, поэтому реформы, происходящие в обществе, всегда связаны с реформами и инновациями в образовании.

             Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны.

 В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности, поэтому приказом Минобразования России от 11.02.2002 N 393 принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, которая взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие модернизации образования.

            Основной задачей модернизации образования в Концепции ставится обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В Концепции определена цель модернизации образования, которая состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, для достижения которой должны быть решены следующие приоритетные задачи:
-обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
-достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
-формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
-повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
-развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников обра
зовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

             В Концепции отмечалось, что отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран Европы и мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. В этой связи особое значение имеет участие России в процессе развития единого образовательного пространства Европейских стран, провозглашённого Болонской декларацией. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации в 2002-2003 г.г., было принято решение о подготовке к развертыванию Болонского процесса в России, а в 2003 году в Берлине Россия присоединилась к этому европейскому процессу.

2005 год ознаменован новым шагом в развитии российского образования - реформа образования объявлена национальным проектом. Ускорить начавшиеся процессы модернизации Российского образования призван, провозглашённый Президентом Российской Федерации В.В. Путиным,  Приоритетный Национальный Проект "Образование" (ПНПО), целью которого является:
- ускорение процессов модернизации российского образования,
- обеспечение
комплекса мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы страны,
- достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

                   Проект направлен на осуществление системных изменений по основным направлениям развития образования России и призван эффективно содействовать становлению гражданского общества и современного образовательного менеджмента.

            На основании решений, принятых на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007 года, Министерство образования и науки Российской Федерации организовало работу по формированию современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики. Проект Модели широко обсуждался на августовских мероприятиях 2008 года.

         Стратегической задачей поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих региональные комплексные проекты (КПМО) являлось повышение качества образовательных услуг для населения и эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на образование.
Основные направления модернизации образования, осуществление которых субъектами Российской Федерации в рамках региональных комплексных проектов обеспечивает необходимые систем
ные изменения, создание условий для повышения качества образования и эффективности использования образовательных ресурсов:
1)введение новой систем
ы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей;
2) переход на норматив
ное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений;
3) развитие региональной с
истемы оценки качества образования (включая введение единого государственного экзамена, внешнюю итоговую аттестацию выпускников ступени основного общего образования, реализацию новых подходов в аттестации образовательных учреждений и учителей);
4) развитие региональной сети общеобразовательных учреждений (имея в виду обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства);
5) расширение общественного участия в управлении образование.

          2  сентября 2008 года на коллегии МОН РФ о поэтапном внедрении модели на период до 2012 года доложил И.М. Реморенко в своем выступлении «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» . 11 ноября 2010 на заседании Президиума Правительства РФ была одобрена федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы, которая станет базовым инструментом для реализации президентской инициативы «Наша новая школа».  Планируется, что в России будут разработаны и внедрены новые досуговые и образовательные программы на всех уровнях системы образования, а также новые информационные сервисы, системы и технологии обучения.

Основные направления развития общего образования: Переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей,  совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение самостоятельности школ. Согласно программе значительная часть государственных услуг в сфере образования будет предоставляться россиянам в электронном виде, будут внедрены процедуры независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов.  

            Отечественная система  образования  является  важным  фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21–го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам, новый стратегический образовательный курс был закреплён  в утвержденном в 2012 г. «Законе об образовании в РФ». B стратегической перспективе образование рассматривается как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства.

Просмотров: 7191

Участие в проектах


Полезные ресурсы